Недавно на рынке всунули рекламу на покупку автомобиля в группе через центральный офис в Киеве. Услуга конечно хорошая - не надо платить проценты банку за кредит (это сейчас более 1 % в месяц), но есть сомнения если что не так тогда нужно ехать в Киев разбираться. Сами понимаете не реально.
Так может Лучше организовать такую группу у нас в городе, а лучше даже на своем предприятии, где найдется хоть 10 человек купить например отечественный ЗАЗ Сенс.
Ну а по поводу вступления в группы организованные в масштабах охвата всей Украины по моему следует хорошо подумать даже не смотря на то что на это явление обратила внимание Верховная рада и приняла закон регулирующий финансовые группы. .
Хотя рамках предприятия например это можно попытаться организовать по следующей схеме: 1-ый взнос (6 тыс грн) х (10 чел) = 60 000 грн. покупаем 1-ый Сенс по жребию 2-ой взнос (1 тыс грн) х (10 чел) = (10 тыс грн) х (6 месяцев) = 60 000 грн. покупаем 2-ый Сенс по жребию 3-ий аналогичен второму, т. е. каждые полгода покупается авто и самый не удачливый в жеребьевке получит свой Сенс через 4 года 6 месяцев (это если не будет вновь поступивших, при наличии новичков жребий старых удваивается)
Здесь есть риск что кто нибудь захочет выйти из нашей группы (им нужно будет вернуть вложенные деньги), но ведь также могут появиться новые желающие. Предлагайте ваши варианты в комментариях к статье. Основные понятия (термины), используемые в системе покупок в группах
Система приобретения в группах или Система покупок в группах — система, которая заключается в создании групп покупателей (участников), целью которых является приобретение материальных благ (товара, услуги или денежных средств).
Участник системы/группы — физические или юридические лица, вступившие в группу с целью приобретения материальных благ.
Компания-администратор (компания-оператор) системы покупок в группах — юридическое лицо, предоставляющее услуги, предметом которых является приобретение товаров/услуг участниками черезсистему приобретения в группах. Услуги компании-администратора включают в себя организацию групп потребителей, администрирование платежей участников группы, приобретение товара у производителя,распределение товара среди членов группы, выдачу товара и обеспечение функционирования всех механизмов, предусмотренных системой.
График взносов (платежей) — общее количество взносов (платежей), необходимое для полной оплаты товара/услуги.
Плата за услуги, связанные со вступлением в систему покупок в группах (Вступительный взнос/платеж) — одноразовый платеж, размер которого составляет определенный процент от цены товара/услуги, подлежащий оплате компании-администратору участником группы.
Ассигнационный акт — ежемесячное мероприятие, на котором участникам группы предоставляется право на получение товара/услуги по средством предусмотренных системой механизмов распределения.
Право на получение товара/услуги или денежных средств — предоставление возможности получить желаемые материальные блага через один из механизмов, предусмотренных системой покупок в группах.
Фонд группы — фонд, который формируется за счёт части взносов, оплаченных участниками группы, и который предназначен для приобретения материальных благ для участников, а также для возвратаденежных средств участникам группы, принявшим решение выйти из системы покупок в группах.
Поставщик — предприятие, с которым у компании-администратора подписан договор о поставке товаров и оказании услуг по выдаче товаров участникам группы.
Механизмы распределения
Бальная система или Механизм накопления взносов (платежей) — для учёта платежей всех участников каждому взносу (платежу) присваивается определенное количество баллов (Например, один платеж = 2 балла.) Право на получение товара/услуги предоставляется тому участнику, у которого больше всех баллов, то есть оплаченных взносов/платежей. Жеребьевка — на ассигнационном акте из лототрона вынимаются пронумерованные шарики, которые соответствуют порядковым номерам участников в группе. Порядок их извлечения определяет последовательность предоставления права на получение товаров/услуг участникам группы. Аукцион или Механизм предложения авансовых взносов (платежей) — по аукционному механизму распределения участники группы предлагают к оплате платежи (взносы), которые они готовы заплатить в случае предоставления им права на получение товара/услуги. В каждой группе в аукционе побеждает тот участник, предложение которого было большим.
Разновидности покупок в группах
Классическая — участники группы получают желаемые материальные блага согласно стандартным механизмам распределения, чаще всего через накопление взносов или предложение авансовых платежей. С фиксированной датой получения — участники группы получают желаемые материальные благана оговоренную дату (например, на 10-й месяц пребывания в системе) и при условии выполнения своих обязательств. Характерные особенности покупок в группах
Небольшой размер ежемесячных взносов (платежей). Зависит от стоимости материального блага, количества человек в группе, срока выплаты. Отсутствие первоначального взноса за сам товар/услугу. Вступительный взнос в систему — плата за услуги компании-администратора по формированию группы (не входит в стоимость товара). У разных операторов варьируется от 0 % до 25 % от стоимости товара/услуги. Длительный срок выплаты товара/услуги — до 30 лет. Минимальный пакет документов — для заключения договора чаще всего требуется только паспорт или документ его заменяющий. Отсутствие процентов за использование средств из общего фонда группы
История развития покупок в группах в мире
История покупок товаров в группах включает в себя разнообразные формы — от простейших систем, зародившихся ещё в аграрном обществе („Foei-Tsijing" в Китае, „Tanamoshi" в Японии), до современных, юридически формализированных структур в странах Латинской Америки и Европы („consorcio" в Бразилии, „plan de ahorro previo" в Аргентине и Уругвае, в «autofinanciamiento» -(в переводе с исп. — «самофинансирование») в Мексике, «konsorcjum» в Польше).
Наибольшее развитие покупка в группах получила в странах с развивающейся экономикой, где кредитование неспособно удовлетворить нужды преобладающей части населения. Вместе с тем, в ряде стран данная система стала привычной формой покупки и широко используется наравне с другими механизмами финансирования, такими как банковский кредит, лизинг и др.
Мировым лидером по потреблению в группах является Бразилия, где впервые подобная система была создана в 1962 г для приобретения автомобилей (consorcio de vehiculos). Данная форма покупки эволюционировала вместе с национальным авторынком, и в настоящее время в Бразилии 70 % общего объёма продаж новых автомобилей осуществляется с помощью различных систем покупок в группах.
Кроме того, широко распространенны компании, администрирующие приобретение в группах как услуг, так и разнообразных товаров длительного пользования, таких, как мотоциклы, бытовая электротехника, сельхозтехника, недвижимость, и др.
Консорциумы являются частью национальной финансовой системы Бразилии и законодательно зафиксированы.
В Уругвае первые компании-администраторы появились в 1980. Наиболее известная из них — Consorcio de Uruguay, деятельность которой регламентирована Центральным Банком Уругвая.
В Европе одной из первых стран, где появились покупки в группах, стала Польша. Продажи автомобилей через систему покупки в группах, администрирование которой осуществляла «AICE POLSKA SA», в 90-е гг. стали существенным фактором развития FSO.
Покупки в группах также существуют в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Португалии.
Покупки в группах на Украине
Покупка товаров в группах как форма потребления существует на Украине с 1998 года. Крупнейшие операторы работают в автомобильном секторе — ООО «АВТО ПРОСТО» (ТМ «АвтоТак»), ЧАО «AICE Украина» (ТМ «АВТОПЛАН»).
2 июня 2011 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг», которым закрепила на законодательном уровне существование такого вида финансовый услуги как «администрирование финансовых активов для приобретения товаров в группах». 30 июня 2011 Президент Украины подписал закон, отдающий т. н. «покупки в группах» под крыло Госфинуслуг.
-------------------------------------------------------
Критическая статья 2006 года
Наверно, каждый человек хотя бы раз в жизни мечтала иметь свое авто. Ведь авто — это не роскошь, а средство передвижения, как говорилось в одной советской киноленте. Сегодня эту мечту можно осуществить несколькими способами: купить на автомобильном рынке, взять ссуду в банке. Или же обратиться в одну из многочисленных фирм, которая предложит вам ту же ссуду, но по более низим процентами. При нынешних заработных платах и ценах, а также определенном недоверии к банкам, эти фирмы имеют большой спрос. Однако не все из них действуют законно. А иногда и вообще вне законодательного поля Украины.
В частности, среди населения достаточно популярной является система приобретения автомобиля, любого другого имущества , в группе. Суть ее заключается в том, что несколько десятков лиц, которые намереваются купить один и тот же товар, объединяются в группу, вносят ежемесячно в общую кассу определенную фиксированную сумму и покупают товар кому-то одному. В будущем месяце за этой же схемой получает товар следующий участник группы, потом третий, четвертый, и так до тех пор, пока счастливыми владельцами товара не станут все. В целом что-то среднее между покупкой в кредит и советской кассой взаимопомощи. На поприщах Украины действует несколько фирм, которые предоставляют покупательные услуги группе:
— Украинская группа «Капитал» (приобретение недвижимости, автомобилей, сельхозтехники, строительных материалов, бытовой техники и других товаров).
— AICE — Украина (покупка автомобилей), она же система «Автоплан».
— «Автоклуб» (покупка автомобилей группой).
— «Жилищный альянс» (покупка недвижимости группой).
— «Жилищная перспектива» (покупка недвижимости группой).
Деятельность этих компаний находится вне законодательного поля. Ведь в стране нет ни одного закона, чтобы регулировал деятельность групп. Попытка Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг вывести из тени эти компании не имела успеха.
(Комментарий админа сайта - уже есть - 2 июня 2011 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг», которым закрепила на законодательном уровне существование такого вида финансовый услуги как «администрирование финансовых активов для приобретения товаров в группах»)
По мнению Виктора Суслова, фирмы, которые предоставляют услуги в системе групп является финансовыми пирамидами. Примером такой пирамиды является фирма AICE — Украина, более известная украинцам как «Автоплан».
«Автоплан» действует на территории Украины с 1998 года и является сугубо аргентинским изобретением. После Аргентины эта система получила развитие в Польше. Директором представительства AICE в Украине является некто Томаччини (о котором, кроме фамилии, больше ничего не известно). Юридическую сторону функционирования AICE — Украина обеспечивает фирма «Василий Кисиль и партнеры». Василий Кисиль, владелец этой юридической конторы, преподает в престижном ВУЗ Украины — Институте международных отношений. Но зачем фирме, которая неплохо себя зарекомендовала в юридической сфере, связываться с достаточно сомнительным проектом? Вряд ли Кисиль настолько проникся идеями латиноамериканских дельцов, которых на их родине называют самыми последними словами, чтобы навредить авторитету своей фирмы, второй по рейтингу среди юридических фирм. Дело здесь значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Говорят, за «Василием Кисилем и партнерами» можно увидеть лицо теневого миллионера Павла Рябикина, прежнего заместителя министра транспорта. До избрания в парламент занимал скромную должность юрисконсульта ООО «Василий Кисиль и партнеры». Точно не известно, чем занимался Рябикин у Василия Кисиля, но со временем, по информации сайта «Украина Криминальна», он стал владельцем юридической конторы, офис которой размещен в Швейцарии. Став заместителем министра транспорта и связи, Рябикин начал еще одно дело — добычу песка на южном побережье Крыма. Поговаривают, что именно благодаря связям господина Рябикина попытку прокуратуры начать дело против «Автоплана» удалось предотвратить.
Кроме Рябикина, к «Автоплану», по некоторым источникам, имеет отношение Тариел Шакрович Васадзе — почетный президент корпорации «УКРАВТО», народный депутат. Причастность господина Васадзе не является стопроцентной, но, учитывая то, что фактически он является монополистом на рынке ввоза в Украину дешевых автомобилей, эти подозрения усиливаются. Дополнительным доказательством является факт подписания 2000 года дилерского соглашения между АІСЕ — Украина и «УКРАВТО».
Это что касается действующих лиц «Автоплана». А теперь расскажем о системе покупок в группах, которая действует в «Автоплане». По словам агента по продажам ЗАО «АІСЕ — Украина» Владимира Голубенко, «система «Авто план» работает по принципу кассы взаимопомощи. Агенты дилерской системы в какой-то степени являются администраторами, связующим звеном между участниками группы и продавцами товара. Все отношения строятся на условиях соглашения». Как отмечалось выше, приобретение в группах предусматривает своеобразную поочередность. Это, как говорят специалисты компании, самое «тонкое» место «АІСЕ — Украина» предлагает решать тремя базовыми принципами: бальная система, аукцион и жеребьевка.
Бальная система заключается в том, что за каждый фиксированный ежемесячный взнос участнику группы насчитывается определенное количество баллов. Клиент может внести деньги с опережением графика. На момент определения «счастливчика», как отмечается на официальном сайте «Автоплана», приоритетное право получить автомобиль получает тот, кто набрал большее количество баллов. Получив автомобиль, «счастливчик» продолжает платить взносы до тех пор, пока не внесет всей суммы, отмеченной в договоре.
Принцип аукциона имеет те же принципы, что и бальная система. Но в этом случае преимущество получает тот, кто заявит о готовности внести наибольшую систему фиксированных платежей.
Жеребьевка как принцип определения поочередности, по словам специалистов компании, применяется изредка. Лишь в том случае, когда два члена группы набрали одинаковое количество баллов или заявили о готовности внести одинаковые суммы.
Чтобы система «Автоплана» стала понятнее, приведем пример. Достаточно примитивный, но он хорошо объясняет эту систему.
Собираются пятеро лиц, желающих приобрести автомобиль стоимостью, например, 36 тыс. грн. То есть, чтобы приобрести всем им автомобиль, нужно 180 тыс. грн. Группа договаривается о том, что каждый будет вносить в общую кассу не меньше 1 тыс. грн ежемесячно. Таким образом стоимость машины будет выплачена за три года.
Через месяц в общей кассе будет 5 тыс. грн. Понятно, что этой суммы не хватит на приобретение и одного автомобиля. Через полгода выплат в кассе уже будет 30 тыс. грн. Один из членов группы на седьмом месяце выплат нашел возможность заплатить не тысячу, а две тысячи гривен. Последние четверо так и продолжали платить по тысячи гривен. Таким образом через семь месяцев в кассе уже есть сумма, достаточная для приобретения одной машины. Получает ее тот, кто внес в общую кассу большую сумму. Дальше владелец автомобиля будет выплачивать по тысячи гривен. Последняя машина будет приобретена через три года. Это упрощен пример системы приобретения в группах. Но в «Автоплане», по свидетельству прежних членов этой компании, есть несколько нюансов.
Во-первых, группа складывается не из пяты лиц, а с 168. Во-вторых, выплаты длятся не три года, а семь. В-третьих, машины разных марок. Кроме того, согласно договору «Автоплана», один взнос равняется 1/84 стоимости автомобиля, а членов группы — 168, то в среднем собранных средств хватит на приобретение двух машин. Одну из этих машин отдадут тому, кто заплатит больше. Но не в деньгах, а во взносах — каждый взнос равняется 2 баллам. То есть, если вы, например, подписали соглашение на автомобиль стоимостью 100 тыс. гривен и заплатили 20% стоимости, а другой составил соглашение, скажем, на Таврию и заплатил 10 тыс. гривен (65% стоимости), то авто получает именно он, а не вы. Потому что баллов у него значительно больше.
Кроме того, вторая из двух машин (в зависимости от того, парной или непарный месяц) или разыгрывается с достоверностью 1/Х, где Х — количество участников, которые еще не получили машины, независимо от того, сколько заплатили взносов, или выставляется на аукцион — то есть ее отдают тому, кто предложит заплатить за нее больше взносов.
Может выдаться, что нет ни какой разницы между приобретением автомобиля по первой схеме (когда собираются пятеро друзей) и по схеме «Автоплана». Но это не совсем так. В приведенном примере ни один из пяты участников ничего не переплачивает. В «Автоплане» же человек переплатит приблизительно 35% стоимости своей машины. До этого следует прибавить еще 3% вступительного взноса, который не входит в ежемесячные платежи. Почему? Потому что банк берет проценты только по пользованию его деньгами, а «Автоплан» — за то, что он взял на себя труд собрать 168 лиц вместе. Представьте себе ситуацию: вы платите деньги где-то лет шесть, в целом это достаточно большая сумма. И за то, что фирма берет от вас эти деньги, вы еще платите 5% годовых на общую стоимость автомобиля. Почему мы говорим именно о 35% переплате? А вы умножьте 5% годовых, о которых мы говорили, на 7 лет. Ведь именно на такой срок разбиты фиксированные взносы согласно договору. И именно через семь лет вы получите вложенные деньги, если решили расторгнуть соглашение. Чтобы лучше представить все величие этого лохотрона, приведем пример из письма одного из прежних «автоплановцев».
«Я подписывал соглашение в мае 2003 года на автомобиль «Славута», и по ценам того времени. В июле машина подорожала и соответственно все цены были пересчитаны.
Начинается все из стартового взноса, который составляет 567,54 грн. Этот взнос не входит в стоимость автомобиля.
Через месяц мне пришло заказное письмо с двумя счетами: на целый взнос и на половинный.
Стоимость «Славуты» на июнь 2003 года — 15 765,00 грн.
А теперь давайте посчитаем.
В стоимость машины входит только чистый взнос, то есть 187,68 грн. Разделим полную стоимость авто на эту сумму: 15 765 / 187,68 = 82 взноса, делимо на 12 месяцев, получаем ровно 7 лет!!!
Вроде бы все нормально. Но! Давайте теперь подсчитаем, сколько у нас заберут средств за все услуги. Составляем административные расходы и НДС на эти затраты (я не беру к сведению страхования жизни, потому что здесь, вроде бы, все, как нужно): 55,18 грн + 11,04 грн = 66,22 грн ежемесячно.
Если посчитать годовые проценты, то выяснится: действительно, почти 5% ежегодно. Узнаем, сколько же мы переплатим за все семь лет: 66,22 грн • 12 месяцев • 7 лет = 5562,48 грн.
Но не забываем о стартовом взносе, который пошел в никуда и ни за что. Следовательно: 5562,48 грн + 567,54 грн = 6130,02 грн
Вот мы и узнали, сколько переплатим за все семь лет.
Если думаете, что это все, то ошибаетесь. Все это было подсчитано, если авто стоит 15765,00 грн. Но в соглашении сказано: если авто подорожает, то все суммы автоматически пересчитываются. Вот такая несправедливость. И в самом деле, за июль 2003 года мне пришел уже несколько другой счет. Авто подорожало и теперь стоит 16 080,00 грн. Соответственно и ежемесячный взнос изменился.
Посчитаем переплату: 56,28 грн (административные расходы) + 11,26 грн (НДС на адмінвитрати) = 67,54 грн ежемесячно;
67,54 грн • 12 месяцев • 7 лет = 5673,36 грн;
5673,36 грн + 567,54 грн (стартовый взнос) = 6240,90 грн.
Вот только теперь начинается чистая переплата. Непонятно только одно: почему, когда авто подорожало, мы должны платить больше. Но в соглашении все это учтено хитрецами из «Автоплана».
Мы видим, что за один месяц для нас, участников «Автоплана», машина подорожала на:
(269,42 грн • 12 месяцев • 7 лет) — (254,15 грн • 12 месяцев • 7 лет) = 22631,28 грн — 21348,6 = 1282,68 грн.
Машина подорожала на 16080 грн — 15765 грн = 315 грн, а для нас эти 315 грн обошлись подорожанием на 1282,68 грн!!! Но это не последнее подорожание. Полная стоимость машины теперь составляет 22 631,28 грн.
Попробуем, не заключая соглашения с «Автопланом», копить эти деньги, просто открыв в банке счет под 5% годовых. Пусть бы так — 269,42 грн ежемесячно. Например, я могу позволить откладывать по 300 грн., Зная, что в «Автоплане» машину можно получить не раньше, чем за полтора года, то и посчитаем, сколько же мы будем иметь денег: 300 грн • 18 месяцев = 5400 грн.
А сумма 5400 грн от полной стоимости машины в 16 080 грн — это 33,6%. То есть когда в «Автоплане» мы полтора года выплачиваем ТОЛЬКО проценты, своими средствами сможем насобирать треть автомобиля.
Но одной переплатой дело не завершится. Даже если вам хватило духа и денег дойти до конца и получить долгожданный автомобиль, не следует на этом расслабляться. Впереди еще много работы. Нужно собрать кучу документов:
1. Копия паспорта участника.
2. Копия идентификационного кода участника.
3. Справка о заработной плате за последние 12 месяцев.
4. Копия свидетельства о регистрации предприятия, на котором работает участник.
5. Копия свидетельства плательщика НДС или свидетельства об уплате единого налога предприятия.
6. Копия трудовой книжки участника.
7. Копии паспортов двух поручителей (их официальная заработная плата должна быть не меньше 1 000 гривен).
8. Заверены нотариально копии идентификационных кодов поручителей.
9. Справки о доходах и документах, указанных в пунктах 4 и 5, предприятий, где работают поручители.
10. Если поручителями являются частные предприниматели, то их нотариально заверенные свидетельства о госреестрации и об уплате единого налога, а также справка из налоговой о прибыли за последние 12 месяцев.
11. Копии всех платежей — от вступительного взноса до платежа за право получения автомобиля.
12. Копия платежа за оформление соглашения поруки в Киеве.
13. Соглашение поруки, подписанная поручителями без нотариального оформления.
14. Доверенность на подписание соглашения от имени поручителей в Киеве (по свидетельству прежних участников «Автоплана» ни один нотариус, который работает в законодательном поле Украины, не возьмется оформить настоящий документ).
15. Анкета, в которую вносятся сведения об участнике, его муже (жене), родителях с адресами и местами работы.
16. Справка из государственного реестра о том, что имущество поручителей не есть в залоге (эта справка действительна лишь один день).
Все настоящие документы нужно собрать на протяжении двух дней. Иначе останетесь без автомобиля. Во время получения права на автомобиль нужно заплатить 3% его стоимости (эта сумма в общую стоимость не входит). Вот и посчитайте. Если сложить вместе конечную стоимость автомобиля, вместе со всеми переплатами, стоимость всех справок, услуг нотариуса, то машина подорожает по меньшей мере втрое.
Кстати, автомобиля можно не получить и в случае прекращения выплат за счетами. Об этом рассказывает один из прежних автоплановцев: «Соглашение я подписал 12 июня 2000 года. И в настоящем документе была проставлена стоимость «Ланоса» — 33 тыс. грн. А 3 октября того же года я получил дополнение к соглашению, где цена машины была уже 48 тыс. 831 грн. То есть всего через три с половиной месяца стоимость автомобиля увеличили почти на 16 тысяч, или на 47%! Но это было лишь начало. К марту 2004 года я выплатил в целом 35 тыс. грн. Следует отметить: ежемесячные взносы постоянно увеличивались — без любого объяснения. Сначала я платил по 544 грн, потом — по 800. Наконец, я решил уточнить, сколько мне еще осталось платить. Ответ вызывал шок: по подсчетам Автоплана, мой долг составлял 27 тыс. грн! Следовательно, моя машина оценивалась уже не в 48 тыс., а в 62 тыс. грн — вдвое дороже заявленной стоимости! И это когда нынешняя стоимость «Ланоса» даже вразнобой составляет около 48 тыс. грн. Два года тому назад она была еще ниже. К тому же о подорожании мне никто официально не сообщил. Я пытался выяснить, откуда такие суммы, и если я все же их оплачу, не повысят ли опять цену? Представляете, что мне на это ответили: какой счет выставим — такой и будете платить. В конце концов, с апреля 2004 года я прекратил платить, надеясь получить на мои вопросы компетентный и подтвержденный необходимыми расчетами ответ. В крайнем случае — вызов в суд. Кстати, официальная экспертиза, которую провела страховая компания, мой автомобиль оценила в 29 тыс. грн, а я за него уже оплатил 35 тыс. Словом, ответа я так и не получил, повестки в суд — тоже. Вместо этого в феврале 2005 года мою машину просто конфисковали и отбуксировали на спецплощадку. Позже забрали техпаспорт и сообщили, что мой «Ланос» выставлен на продажу. Оценили его в 13 тыс. грн, а с меня дополнительно требовали 27 тыс. Из 35 тыс. грн мне не вернули ни копейки».
Даже если вы и получите машину, вас ожидает еще один сюрприз — регистрация в ГАИ. Хотя работники «Автоплана» берут это на себя, однако, как говорят сами работники государственной автоинспекции, вся эта регистрация не более чем фикция. Ведь она происходит при отсутствии автомобиля.
И в конце: еще одна деталь относительно работы «Автоплана». Если вы пожелаете расторгнуть соглашение, и сделаете это более чем через семь дней после подписания документа, то деньги вам не возвращают. Юристы и менеджеры фирмы «Автоплан» говорят, что такая система абсолютно прозрачна. Но так ли просто расторгнуть соглашение с «Автопланом»? Пример, который наводится в журнале «Вестник Верховного Суда Украины», свидетельствует, что не просто.
Постановление коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 7 декабря в 2005 г.
Ч. обратился в Шевченковский районный суд Киева с иском к закрытому акционерному обществу «АІСЕ Украина» (дальше — ЗАО) о признании соглашения недействительным и возвращение ему средств.
Шевченковский районный суд Киева решением от 29 ноября 2004 г., оставленным без изменения постановлением Апелляционного суда Киева от 29 марта в 2005 г., в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе Ч. просил упразднить принятые по делу судебные решения и удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заслушав докладчика, обсудив жалобу и проверив материалы дела, коллегия судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Суд первой инстанции установил, что 12 марта в 2002 г. между сторонами было заключено соглашение (с приложениями к нему) о предоставлении Ч. услуг, направленных на приобретение им автомобиля с помощью системы «Автоплан», организованной ЗАО. Для выполнения условий этого соглашения истец внес на счета ЗАО 9 тыс. 172 грн 46 коп.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на то, что нет определенных истцом оснований для признания соглашения недействительной, поскольку услуги, которые предоставляет ЗАО, не являются финансовыми и осуществление такой деятельности не нуждается в лицензировании, а также соглашение подписано лицом, которое имело соответствующие полномочия. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако эти выводы не являются правильными.
Согласно с ч. 1 ст.4 Закона от 12 июля в 2001 г. № 2664-ІІІ «О финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг» (дальше — Закон) финансовыми считаются такие услуги:
1. Выпуск платежных документов, платежных карточек, дорожных чеков и/или их обслуживание, клиринг, другие формы обеспечения расчетов;
2) Доверительное управление финансовыми активами;
3) деятельность по обмене валют;
4) привлечение финансовых активов с обязательством относительно следующего их возвращения;
5) финансовый лизинг;
6) предоставление средств взаем, в частности и на условиях финансового кредита;
7) предоставление гарантий и поручительства;
8) перевод денег;
9) услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения;
10) торговля ценными бумагами;
11) факторинг;
12) другие операции, которые отвечают критериям, определенным в п. 5 ч. 1 ст. 1 данного Закона.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 отмеченного Закона определенно, что финансовая услуга — это операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.
Приведенное свидетельствует о том, что перечень финансовых услуг, предусмотренный Законом, не исчерпывает, определение услуг как финансовых возможно при условии соответствия операций критериям, установленным п. 5 ч. 1 ст. 1 отмеченного Закона.
Обосновывая исковые требования, Ч. ссылался на то, что деятельность ЗАО, связанная с предоставлением услуг по системе «Автоплана», является в сущности деятельностью по предоставлению финансовых услуг, поскольку имеет характерные для таких услуг признаки — ответчик осуществляет операции с финансовыми активами, получает от участников системы «Автоплан» денежные средства в виде начального и ежемесячных платежей, перераспределяет полученные денежные средства в интересах третьих лиц и имеет прибыль от такой деятельности.
Вопреки требованиям статей 62, 202, 2021, 203 ЦПК в 1963 г., который действовал на время рассмотрения дела, суд указанные доказательства должным образом не проверил, характеристику услуг по системе «Автоплана», учитывая доказательства истца не провел, а потому сделал преждевременный вывод об отсутствии в деятельности ответчика признаков предоставления финансовых услуг.
Кроме того, вне поля зрения суда осталось то обстоятельство, что соглашение от 12 марта в 2002 г. от имени ЗАО не подписано, а на бланке соглашения поставлена лишь печать общества и не отмечено лицо, которое уполномочено представлять ЗАО во время заключения соглашения.
Апелляционный суд на указанное внимания не обратил, вопреки требованиям ст. 301, ч. 2 ст. 313 ЦПК в 1963 г. не проверил в полном объеме доказательства аппеляционной жалобы, в постановлении не отметил конкретные обстоятельства и факты, которые опровергают эти доказательства, и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основаниях, предусмотренных ч. 2 ст. 338 ЦПК.
Руководствуясь ст. 336 ЦПК, коллегия судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины кассационную жалобу Ч. удовлетворила частично: решение Шевченковского районного суда Киева от 29 ноября в 2004 г. и постановление Апелляционного суда Киева от 29 марта в 2005 г. упразднила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции».
Такие вот дела. Еще раз отметим, что материал не имеет целью обвинить фирму «Автоплан» в «кидалове» или вынудить украинцев чувствовать себя «лохами». Просто хотелось показать некоторые хитрости, на которые идет «Автоплан» и такие, как он фирмы, ради собственной прибыли. Эти хитрости скорее прописаны в соглашениях, какие мы чаще всего подписываем, не изучив их внимательно. Будьте внимательнее, чтобы потом не кусать собственные локти. Как говорят в народе: нас обманывают, потому что мы этого хотим.
|